Суббота
27.04.2024
00:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 "Солнечный"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Письменскова ОА [4]
Сучалкина МН [10]
Сероштан НИ [3]
Общие [3]
Исмайылова Н.В. [11]
Деркач Н.М. [1]
Диденко Л.М. [1]
Коновалова Н.Г. [1]
Михайличенко О.В. [7]
Сероштан А.В. [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Теоретическая характеристика метода проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859–1952), американский педагог-демократ, автор многочисленных трудов по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик (1871 – 1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Таким образом, включаясь в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», – писал А.Эйнштейн; «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К.Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов и социальных деятелей 20-х годов XX века: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.И. Шульгиной. Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить связь теории с практикой, внести разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В наше время этот термин связывается с понятием «проблема».

В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему и работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Основной целью использования метода проектов является создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Таким образом, метод проектов это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в проектной деятельности, результатом которой является продукт. Проектная деятельность это комплексная деятельность – осознанная добыча новых знаний, представлений в разных образовательных областях дошкольного образования, в ней у детей проявляются и развиваются коммуникативные, познавательные, творческие способности. Вся работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определённого результата в рамках определённого срока воплощается в проект. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое.

Что же подразумевается под словом проект в педагогическом сообществе: М.М. Поташник – это документально оформленный образ будущего; Д.А. Иванов – способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению; Г.П.Козлова – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; детская самодеятельность, конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели; педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды, важное звено в системе воспитания.

Существует такая интересная интерпретация понятия проект, что его составляет «пять П», а именно: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация = портфолио проекта (папка в которой собраны все рабочие материалы).

Каковы же основные требования к использованию метода проектов?

В основе проекта обязательно наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).

Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов проекта.

Самостоятельная (групповая, индивидуальная и др.) деятельность дошкольников. Проект – «игра всерьёз».

Структурирование содержательной части проекта (с указанием сроков, поэтапных результатов деятельности).

Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагогов), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков, применение детьми полученных знаний, умений на практике.

Исходя из требований, можно выделить особенности метода проектов.

Точное и подробное планирование, т.к. проект ограничен во времени и несет в себе новизну.

«Сворачивание» проекта, как только поставленные цели реализованы.

Поддержание энтузиазма в проектной команде, собственной мотивации, желания.

Всегда партнерское взаимодействие участников проекта в совместной деятельности.

Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации совместной деятельности.

Расширение коммуникации, эмоционального контакта и делового сотрудничества среди участников проекта с целью более быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта; понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.

Готовность к неожиданностям, т.к. в различных проектах не всегда все строго заранее определено.

К тому же, в технологии проектирования изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни ребенка и быть значимой для него. И в ходе совместной проектной деятельности проявляются способности к выполнению тех действий, которые ребёнок самостоятельно выполнить еще не может. А они образуют «зону ближайшего развития», становясь его индивидуальным достоянием.

Если рассматривать проект, как исследовательскую задачу, данную детям в форме привлекательной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды, то необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно решать, будет ли он участвовать в работе над проектом. Поддержать его в творческом поиске, давать оценку самостоятельно выполненному действию и результатам этого действия. Необходимо помнить, что уровень задач, решаемых в проекте, должен быть несколько выше возможностей ребенка. К тому же, оценка детских проектов должна носить, позитивный характер и выстроена по критериям, которые известны детям. Критерии должны нести образовательную нагрузку и быть понятны детям. А взрослым следует заранее подготовиться к участию в детских проектах.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным фактором является доминирующий вид деятельности.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В. Фуриной, можно выделить следующие виды проектов:

· исследовательско-познавательные – осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

· ролево-игровые – проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

· информационно-практико-ориентированные – дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление дизайна группы, витражи и т.п.);

· творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха;

· досуговые – спортивные и развлекательные мероприятия;

· комплексные – смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

Так как, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, уже начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

По видам деятельности проекты классифицируются, как:

· комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!»;

· творческие, например «Мои друзья», «Любимые сказки»;

· исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье».

Другим признаком классификации проектов являются состав участников и их объединения:

· групповые фронтальные, подгрупповые, например «Познай себя», «Минутки здоровья»;

· межгрупповые, например «Времена года», «Мир животных»;

· индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;

· семейные, партнёрские проекты.

По срокам реализации проекты классифицируются на:

· краткосрочные (несколько занятий, 1 – 2 недели);

· средней продолжительности (1 – 3 месяца);

· долгосрочный проект (до 1 года).

У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных фаз. Завершение каждой фазы свидетельствует о достижении её очередного результата. Выделяют 4 фазы – начальная (концепция), разработка, реализация, завершение. Исходя, из выше сказанного можно выделить этапы проекта.

Основные этапы метода проектов:

1) Целеполагание – педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2) Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

· к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

· в каких источниках можно найти информацию;

· какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

· с какими предметами научиться работать для достижения цели;

· объединение в микрогруппы по желанию.

3) Выполнение проекта – практическая часть.

4) Подведение итогов, презентация – обсуждаем и отмечаем успехи и неудачи; продукт деятельности готовим к презентации; представляем продукт деятельности, определяем задачи для новых проектов.

На всех этапах проектно-исследовательской деятельности у детей возрастает познавательная инициативность и творческая активность, включается механизм детского саморазвития.

Таким образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные представления, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

Достоинство метода проектов, его применение в дошкольном образовании, степень изученности можно проследить у многих авторов.

Теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей представлены в книге Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной, Т.С.Лагоды, М.Б.Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей.

Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.

Книга Л.Д.Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге Л.Д.Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов

О.И Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец «Проекты в работе с семьей».

В данном методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как активной формы работы с родителями, обобщен опыт работы образовательных учреждений по разработке семейных проектов, материалом из практики работы.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Поэтому использование метода в обучении дошкольников можно считать подготовительным этапом для дальнейшего развития на следующей ступени образования.

Категория: Сучалкина МН | Добавил: solncecad (21.12.2017)
Просмотров: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта