Образовательная программа
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида №9 « Солнечный»
Каменского района Ростовской области
посёлок Чистоозёрный
на 2014-2019 год.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная Программа (далее по тексту ОП) – это конкретная модель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 «Солнечный», которая охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде.
ОП детского сада, наряду с Уставом и Положением, служит основанием для лицензирования дошкольного учреждения и определяет специфику организации учебно-воспитательного процесса, его содержания и форм с учетом ФГОС ДО. ОП МБДОУ детский сад №9 «Солнечный» разработана в соответствии с действующим законодательством в образовании.
МБДОУ №9 «Солнечный» функционирует на основе Устава, зарегистрированного 11 декабря 2011. и лицензии № 001272 серия №61 регистрационный № 2226 от 29.03.2012 г., срок действия бессрочно. Санитарно - эпидемиологическое заключение № 1223181 от 16.05.2008
ОП МБДОУ №9 «Солнечный» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2месяцев (при наличии условий) до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
1.1.Комплектование групп. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Приём воспитанников в детском саду № 9 « Солнечный» осуществляется с 2 лет до 7 лет. Порядок комплектования групп осуществляется на основании очерёдности и медицинского заключения о состоянии ребёнка. При приёме ребёнка заключается договор между МБДОУ №9 «Солнечный» и родителями.
Основной структурной единицей МБДОУ детского сада №9 « Солнечный» является группа ( всего в саду 6 групп).
1.2. Сведения о квалификации педагогических кадров
- Учитель-логопед – 1( 1 ставка)
- Педагог-психолог – 1 ( 0,50 ставки)
- Музыкальный руководитель – 1 (1,50 ставки)
- Воспитатели групп общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет –12 ставок
- Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе – 1( 0,50 ставки)
- инструктор по физической культуре - 1 ( 0,75 ставка)
1.3.Режим работы – пятидневный, с 12 – часовым пребыванием детей.
Длительность пребывания ребенка в детском саду (2 года – 7 лет) и специфика его развития в дошкольном возрасте требуют целостной организации его жизнедеятельности, которая обеспечит условия для его разностороннего развития. Именно на создание целостной организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении направлена ОП МБДОУ д/с №9 «Солнечный», реализуемая в нашем ДОУ.
Цель ОП - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности. Для достижения целей ОП первостепенное значение имеют:
- повышение социального статуса ДО;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного ДО;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного ДО ;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к условиям реализации ОП ДО, их структуре и результатам их освоения;
- сохранении единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня ДО;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школ преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки содержания образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие предметного обучения.
Работа по ОП осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Задачи, поставленные в ОП для каждого возраста детей, реализуются не только в специально организованной деятельности (занятиях), но и в совместной с педагогом деятельности, в режимных моментах. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.
Реализуя ОП, коллектив ДОУ решает следующие задачи:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках ОП различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта, отношения с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм ДО, возможностей формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, социологическим и психологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- Создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства;
- Обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
- Способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
- Формировать активное и бережно уважительное отношение к окружающему миру;
- Приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
Взаимодействие с субъектами социума ДОУ осуществляется с целью решения существующих проблем и направлено на стабильное функционирование учреждения.
Например, взаимодействие с ИПК и ПРО осуществляется через такие формы, как консультации, семинары, курсы и пр. с целью повышения уровня квалификации педагогических кадров, оснащения методического кабинета новинками научной и методической литературы.
Детский сад активно использует социокультурную среду, взаимодействуя с МБОУ СО Богдановской школой, ГУРОРЦ «Реабилитационный центр для детей», МБУК Богдановское сельское поселение центральной библиотекой.
1.4. Сведения о семьях воспитанников
Бытовые условия во всех семьях удовлетворительные. В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, желание дать ребенку хорошее образование. Перечень образовательных услуг, предлагаемый детским садом, соответствует запросам родителей.
Особенности осуществления образовательного процесса: эффективность образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование психических новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знакомой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения.
1.5.Программа опирается на следующие принципы и подходы:
- Гуманизация. Отражение принципа в ОП ДОУ означает: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка и недопустимости осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков.
- Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
- Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- Непрерывность образования. Принцип требует связи всех ступеней образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.
- Системность. ОП представляет собой целостную систему: все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Управляемость реализацией ОП предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга образовательного процесса.
- Дидактический принцип. Развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).
- Культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль искусство, труд).
Развитие и саморазвитие личности в контексте культурно-сообразного подхода понимается нами как согласованность и комплексность всех компонентов системы: целей, задач, содержания, технологии и форм организации воспитания и обучения на каждой возрастной ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
см. подробнее
|