Суббота
27.04.2024
03:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 "Солнечный"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Письменскова ОА [4]
Сучалкина МН [10]
Сероштан НИ [3]
Общие [3]
Исмайылова Н.В. [11]
Деркач Н.М. [1]
Диденко Л.М. [1]
Коновалова Н.Г. [1]
Михайличенко О.В. [7]
Сероштан А.В. [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Формы и методы эккологического воспитания дошкольников

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭККОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры включает в себя знакомства с живой и неживой природой, ее взаимосвязь, бережное отношение к природе, где главным направлением является формирование поступка у ребенка через познание природы. Для этого используют разнообразные формы работы и методы.

К наглядным методам экологического воспитания относятся: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, электронные презентации. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет установить связи и отношения между отдельными объектами и явлениями природы. Практические методы приводят в систему полученные знания.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы о природе, беседы. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающей природе.

Игра, как форма работы по экологическому воспитанию.

Рассмотрим игру, как форму экологического воспитания детей.

Игра подразделяется на различные виды: игры с готовым содержанием и правилами; творческие игры природоведческого содержания. Игры с готовым содержанием и правилами включают себя: дидактические игры (настольно-печатные, словесные, подвижные, предметные игры; игры-занятия). В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать; вызывают эмоциональное отношение к природе. Дидактические игры проводятся, как коллективно, так и индивидуально. Их проводят в часы досуга, на занятиях, прогулке.

Игры-занятия проводятся по определённому программному содержанию. Игровая форма придаёт таким занятиям занимательность, обучение идёт в процессе выполнения игровых правил, действий. Они используются во всех возрастных группах.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Вершки и корешки», «Путаница» и прочие. В предметных играх уточняются, и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям хорошо давать несложные задания: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Разложи листочки» и т.п.. Эти задания позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей, фруктов; выделять части растений; группировать растения по принадлежности, по месту произрастания.

Дети очень любят играть в настольно-печатные игры – лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх систематизируются знания о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие, либо сочетается с картинкой.

В младшем возрасте чаще подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных. В старших группах большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно-ненужно» и т.п..

Подвижные игры природоведческого характера связаны с содержанием, с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волки и овцы» и прочие. Получаемая, в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность этого вида игр в том, что они организуются по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Самостоятельный характер творческих игр помогает выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний. Необходимо создавать определённые условия для развёртывания игр природоведческого содержания.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой опыт. Строительные игры могут служить основой постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов (почему лёд растаял?). Во всех группах должны быть созданы условия – мини лаборатории, зоны песка и воды, оборудование для опытов, природный материал и мн. др. 

Элементарные опыты и методика их проведения.

Опытно-практическая деятельность помогает, в интересной, форме открывать новые свойства и качества предметов. Опыт проводится в специально организованных условиях, где важнейшим методом является – наблюдение. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растения, ставят опыт помещая два одинаковых растения в разные условия содержания; и в течение нескольких дней наблюдают за изменениями в их развитии. Значение опытов велико. Они способствуют формированию у детей интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводят опыты, начиная со среднего возраста. В младших группах широко используются поисковые действия. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Детям должны быть ясны его задачи и цель. Важно, чтобы в постановке и проведение опыта, дети были активными участниками. Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. При обсуждении результатов опыта подводим детей к самостоятельным выводам и суждениям. Необходимо фиксировать наиболее характерные этапы опыта в дневнике наблюдений (в виде рисунков, схем). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.

Моделирование – метод экологического воспитания.

Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно задачу помогает метод моделирования. Моделирование рассматривается, как совместная деятельность по построению моделей. Цель моделирования – обеспечит успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объект имеет множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы – заместители или знаки. По мере того, как дети осознают способы замещения признаков, связи между реальными объектами, их моделями, можно побуждать детей к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

Педагог предлагает детям описать новые объекты природы с помощью, готовой модели, ранее усвоенной ими.

Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделять признаки различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

Постепенно увеличивает количество сравнительных объектов до трёх-четырёх.

Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери» и прочее.

Обучение детей моделированию должно быть связанно с использованием обследовательских действий. Важно учить детей вести анализ и сравнение объектов или явлений природы.

Графические модели (графики, схемы) передают обобщенные признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня .

Модель, как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация моделей используется при усвоении предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Для усвоения принципа моделирования хорошо его применять при описании нового объекта. Полезно демонстрировать модель в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе – для систематизации знаний детей.

Демонстрация моделей позволяет педагогу научить ребёнка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Иллюстративно-наглядный материал в обучении дошкольников.

Знакомя детей с природой необходимо использовать разнообразный наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, презентации и телефильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно дать детям представление о явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. А также позволяет дать представление о длительно протекающих явлениях в природе (рост и развитие растения и т.п.).

В экологическом воспитании очень широко используются картины: предметные, сюжетные и художественные. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности. Картины используются во всех возрастных группах.

Предметные и сюжетные картины помогают закрепить и уточнить представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. Рассматривание картин можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте, привести их в систему. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как, необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины – пейзажи, натюрморты, необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

Требования иллюстративно-наглядному материалу таковы:

реалистичность изображаемых объектов;

ясность замысла художника;

животные и растения крупным планом в естественных условиях.

Современные методы экологического воспитания.

К данной категории методов и форм можно отнести:

обсуждение и проигрывание ситуаций;

составление экологических карт;

ведение «Панорамы добрых дел»;

ведение фенологических календарей;

коллекционирование;

экологические тренинги;

экологические сказки;

экологические игры (имитационные, игры-моделирования экосистем, игры-путешествия и др.);

инсценировки, драматизации на экологическую тему;

работа с моделью (например, «Сухое дерево).

Обсуждение и проигрывание ситуаций – этот метод способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Коллекционирование – это ещё один метод привлечь внимание детей к окружающему миру. Оно не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы, природный материал. Эта вид может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании. Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Дети любят путешествовать, открывать неизведанные земли, в этом может помочь составление экологических карт. Сначала это путешествие по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно, используя простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, например, можно узнать, какие деревья растут около дороги детского сада, где проложены дорожки и т.п.. Можно рассказать детям, что существует экологическая карта России. Назначение которой – выделить наиболее загрязнённые места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.

Экологические игры являются одной из форм формирования у детей природоведческих представлений. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, игра «Строительство города». Цель игры – формирование представлений о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Имитационные игры основаны на моделировании экологической деятельности, например, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников, в приобретении и демонстрации экологических знаний и навыков. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.п..

Широко применяются на практике игры-путешествия, в которых дети с помощью ИКТ попадают на Северный полюс, на дно океана. Это буквально захватывает детей.

Ведение фенологических календарей природы – это наблюдение за погодой, наблюдение за птицами, наблюдение за ростом растений. В них с помощью условных обозначений ежедневно отмечают состояние погоды, каких видели птиц, кто питался в кормушке, как изменился рост растения за определённый период (графически). Для чего это необходимо? Накапливать природоведческий опыт, развивать наблюдательность у детей, в конце сезона подвести итог. Это позволяет проследить закономерность в сезонных изменениях, наглядно продемонстрировать наблюдения.

Очень эффективно использовать в работе с детьми информационные стенды, например, «Панорама добрых дел». В нем можно проследить любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Рубрики стенда могут быть примерно такими:

хорошее дежурство в уголке природы;

изготовление материала к экологическим акциям;

активность и инициативность в зимней подкормке птиц;

хорошие дела дома;

интересные наблюдения в природе;

самостоятельное выращивание растений; и прочие.

Разграфлённый стенд – «Панорама добрых дел», заполняется постепенно, по мере совершения детьми хороших поступков, добрых дел в природе. Все достойные поступки отмечаются одним и тем же значком – это похвальные очки. В конце года их подсчитывают в графе «итоги». Решающее значение стенда будет иметь в апреле, когда отмечается «День Земли», а у дошкольников будет посвящение в юные экологи. «Панорама добрых дел» станет показателем индивидуальных успехов детей.

Таким образом, применение различных форм и методов в экологическом воспитании детей позволяет делать интересным и насыщенным педагогический процесс, и прививать детям культуру природосбережения.

 

Категория: Сучалкина МН | Добавил: solncecad (20.12.2017)
Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта