План – конспект занятия по экологии в старшей группе
«Экологический диалог о зиме»
(итоговое занятие)
Программное содержание: формировать у детей представление, что человек-часть природы.
Уточнить и обобщить знания детей о понятии «живая – неживая природа»; о зависимости живой природы (насекомые, птицы, дикие животные) от изменений в неживой природе в течение одного периода- зимы.
Закрепить навыки передачи признаков зимы в рисунке.
Развивать связную, грамматически правильную речь детей, логическое мышление.
Активизировать словарный запас детей.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: картинки с изображением живой и неживой природы, картины периодов зимы. Рисунок положения солнца зимой, кроссворд по теме.
Раздаточный материал: краски, кисть, палитра, салфетка, тонированная бумага.
Словарная работа: подшерсток, линька
Предшествующая работа:
1. Д/и «живая – неживая природа»
2. Ежедневные наблюдения состояния погоды.
3. Работа с календарем природы:
а) заполнения календаря
б) занесение данных о наблюдении за птицами в календарь погоды.
4. Наблюдение за положением Солнца на небе в зимний период.
5. Экскурсия в лесок зимой.
6. Знакомство с термометром и температурой.
7. Беседы о погоде зимой.
8. Беседа о жизни диких животных зимой.
9. Беседа о жизни растений и насекомых зимой.
10. Чтение художественных произведений: В.Бианки, «Молодая ворона», И. Соколов-Микитов «Листопадничек» и т.д.
11. Беседа «Роль человека в жизни живой природы».
Литература к занятию:
1. С.Н. Николаева программа «Юный эколог»
2. «Я познаю мир», том Экология.
3. «Рассказы и сказки» В. Бианки. Л., «Дет. литература» 1991г.
План занятия
I. Вводная часть- мотивация занятия.
1. Д/и «Живая-неживая природа»
2. Д/у «потому, что…»
3. Д/у «Периоды зимы»
4. Рассматривание рисунков положения Солнца.
II. Зависимость живой природы от неживой природы в зимний период.
1. Жизнь диких животных зимой
2. Жизнь птиц зимой
3. Физ. минутка
4. Кроссворд «Зима»
5. Дорисовка детьми эпизодов на тему: «как человек может помочь диким животным и птицам зимой»?
III. Итог. Раздать эмблемки «Друг природы»
Ход занятия
I. Мотивация: проводим конкурс «Друг природы». Закончилась зима. Мы с вами наблюдали, беседовали, подкармливали птиц, много читали и я предлагаю провести конкурс-опрос «Что вы знаете о зиме и о природе в зимний период»: Победители получат эмблемки «Друг природы».
1. Д/и «Живая- неживая»
- какое отличие живой от неживой природы?
- назовите объекты:
а) жив. природы;
б) нежив. природы;
в) сделан. руками человека.
- определите, глядя на картинки объекты живой и неживой природы, почему вы так решили.
2. Д/у «потому что».
- придумайте предложение на зимнюю тематику. (Улетели дикие гуси, потому что замерзли реки).
3. Д/у «Периоды зимы».
Посмотрите на эти картины (демонстрационные) и определите на них раннюю зиму, середину зимы и позднюю зиму. Объясните свой выбор.
4. Рассматривание картинок с положением Солнца зимой (схемы)
декабрь январь февраль
-догадайтесь, где картинка, соответствующая декабрьскому положению Солнца? (январь, февраль)
- почему так решили?
- когда греет Солнце сильнее, когда оно поднимается высоко или низко? Объясните.
- (зимой Солнце светит, но не греет)
II Зависимость живой природы от изменений в неживой природе.
1. - какое основное явление зимой? (холод, мороз)
- как повлиял холод на растения?
- куда исчезли насекомые?
- какие птицы улетели, а какие прилетели на зимовку? (зимующие)
- каких птиц называют - кочующие - почему?
2. Расскажите, как проводит зиму:
а) медведь, барсук, еж
б) лось, олень, кабан, заяц, лиса
в) белка, мышь.
- кто из зверей, готовясь к зиме, меняет шубку? объясню слова «линька», «подшерсток».
- где живет зимой: волк, дикий кабан, лось?
-как человек может помочь птицам, д.животным в суровую, снежную зиму, например, в заказнике.
3. Физминутка
Забежали как-то в сад - легкий бег на месте;
Десять маленьких цыплят. - то же;
Завела их с улицы - руки в стороны;
Мать наседка-курица. - вверх, вниз;
Ты ошиблась улицей - наклоны туловища влево- вправо;
Хоть наседка - умница - то же;
Это славный детский сад - ходьба на месте;
Для детей, не для цыплят. - развести руки в поклоне и на пояс.
4.Решить кроссворд- загадку и отгадать ключевое слово.
а) Он может быть и не велик, но стоять не велит (мороз)
б) Притаилась за кустом с пушистым хвостом (лиса)
в) Живет в норке, любит зерно. Боится совы и лисы (мышь)
г) С ветки на ветку прыгает ловко, любит орехи, грибы не морковку (белка)
Кто прочтет ключевое слово? (зима)
5.Дети самостоятельно дорисовывают признаки зимы (суровой) на специальных заготовленных пейзажах и дорисовывают то, как они (лично) помогут диким животным или птицам в заказнике, дома, пережить морозы и снегопады.
III Итог: Ребята, вы славно потрудились, много узнали о зиме. Умницы! Какие у вас замечательные рисунки (комментарии детей своих рисунков).
Природа для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища открывать и показывать, их нужно охранять.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять Родину - значит охранять природу. Человек должен беречь природу.
*Раздать эмблемы «Друг природы». |